Типы аудио рекламы

  • Информационный ролик. Задача — донести до слушателя информацию, и только. Музыкальное сопровождение, в таком ролике значения практически не имеет. Оно должно по динамике соответствовать интонациям диктора, читающего текст, но не мешать и не заострять на себе внимание. Поэтому звуковые спецэффекты, актерская игра и любое отклонение от темы в ролике почти не применяются.

    Ролик прост в изготовлении и стоит недорого. В информационных роликах почти всегда, за редким исключением, присутствуют реквизиты заказчика: адрес и (или) телефон. Когда заказчику нужен простой информационный ролик? Когда он хочет, чтобы слушатели знали, что такая-то фирма, находящаяся там-то, предлагает такой-то товар или услугу. Это может быть универсальный ролик, а может быть привязка к конкретному времени или событию. Например: Магазин «Спорт» предлагает любое спортивное оборудование. Реквизиты. Или, «Только с 10-го по 23-е в магазине «Спорт» бесплатная раздача экспандеров, тем, кто купит спортивный тренажёр».

    *  *  *

  • Игровой ролик. Ролик построенный на актёрской игре. В информационном ролике текст читается ровно, с официальной представительской подачей, то есть, без каких-либо смысловых интонационных оттенков. В игровом, текст базируется на драматургической основе — обыгрывается. Часто это делается в форме диалога, но это не  обязательно.

    Игровые ролики, в большинстве, смешны и легки для восприятия. В них не  встретишь пафосных претензий. Музыка в игровом ролике носит вспомогательный характер. Она не несет особой смысловой нагрузки, как в музыкальном, но и не  является безучастным фоном, как, в информационном объявлении. Она может вообще отсутствовать или исчезнуть на середине ролика, или неожиданно возникнуть в конце.

    Игровой ролик обычно насыщен различными спецэффектами, которые играют роль акцентов и  добавляют динамичности. Очень часто создается комбинированный вариант, в котором есть и  музыкальный логотип и игровая составляющая.

    *  *  *

  • Имиджевый ролик формирует образ, который будет ассоциироваться с рекламируемым объектом. Сформированный образ не обязан стопроцентно совпадать с самим объектом, он должен делать этот объект более привлекательным для потенциального потребителя.

    В основе хорошего имиджевого ролика лежит не информация об объекте, а некая идея. Она может быть лишь слегка привязана к объекту, но обязана быть яркой и оригинальной. Пример: «...Когда Прометей подарил людям, украденный у богов огонь, по всей Земле запылали костры. И в пламени этих костров родились новые краски, яркие и завораживающие, рождающие веру в успех и надежду на будущее. Полиграфическое издательство «Пламя». Как видите, о том, что предлагает издательство «Пламя», мимолетно упоминается лишь в конце, но, тем не менее, создается интересный образ, который будет ассоциироваться с издательством, и при этом любому ясно, о какой продукции идёт речь.

    *  *  *

  • Музыкальный ролик. Очень часто имиджевый ролик представляется именно в песенной форме. Разница в том, что в песне задачу создания образа выполняет уже не только текст, но и музыка. Это единственный вид рекламы, где музыка приоритетнее текста. В таких роликах ставка делается на запоминаемость и узнаваемость музыкальной фразы. По сути, музыкальный логотип — короткая оригинальная музыкальная фраза, которая должна запоминаться, и своим звучанием напоминать именно о том объекте, для которого она создавалась. Поется она голосом или играется на музыкальном инструменте — не важно, главное, чтобы она запоминалась (м-м-м, Данон...). Музыкальный ролик — самая сложная продукция, потому что музыка для него, чаще всего, пишется оригинальная. Не говоря уже о стихах.

    Что является нежелательным

  • Заказ изобилующий разными реквизитами. Что это значит? Допустим, заказчик имеет три магазина, и хочет чтобы в одном рекламном ролике прозвучали все три адреса. Это неправильно, потому что внимание слушателя не фокусируется, и он вряд ли запомнит хотя бы один из адресов. Помните! Всегда лучше дважды повторить один адрес или телефон, чем сказать два разных.

    *  *  *

  • Некорректно, когда в одном ролике фигурируют две, конкурирующие между собой фирмы. Например: «...В ТЦ «Гранд» сегодня грандиозная лотерея, а в  ТЦ «Арбат» пройдет розыгрыш автомобиля!..» Даже очень падкий человек будет в растерянности, непонятно куда идти. В результате, он пойдет в «Магазин за углом», чтобы не мучиться. Так что, если Вы имеете несколько однотипных, но конкурирующих заведений, лучше заказать отдельный рекламный ролик для каждого.

    *  *  *

  • Если задача ролика рекламировать конкретное событие: конкурс, акцию, розыгрыш призов, то не рекомендуется перенасыщать его, не относящейся к делу информацией. В рекламе есть смысл, если она заостряет внимание на объекте и методично доносит ограниченный объем информации до потенциального потребителя. Поэтому в рекламную информацию о «грандиозной лотерее» не следует вносить дополнения о том, что для посетителей и завсегдатаев работает бесплатный туалет, это нелепо.

    *  *  *

  • Неправильно определять сразу, каким по продолжительности будет хронометраж ролика. По сути, это делает человек, который разрабатывает и воплощает идею и сценарий. Если заказчик хочет сэкономить и ставит задачу максимально сократить время звучания, то в этом случае лучше просто обойтись конкретной, четко сформулированной информацией о роде деятельности или продукте, который производит фирма. То есть, ролик должен быть информационным.

    Во всех остальных случаях, право принимать решения уместнее предоставить тому, к  кому Вы обратились. Он несёт ответственность за последующую эффективность работы этого ролика на рынке. Если Вы написали сценарий из расчёта — «ролик будет 30  секундным!», и только затем пришли с заказом в студию, то вина за возможную неудачу в будущем, ляжет на Вас. Если задача поставлена так, что ролик должен укладываться в 20 секунд, а информации на самом деле на 30, он (ролик) должен быть 30 секундным.

    Сокращая ролик, Вы теряете в эффективности!

  • Бывает и наоборот, когда заказчик требует создания яркого имиджевого ролика на 30 секунд, а информация, которую он предоставляет, рассчитана на информационный, хронометражем 15 сек., в данной ситуации целесообразнее реализовать последнее.

    *  *  *

  • Вы хотите заказать короткий ролик, для того, чтобы выиграть на прокате — это резонное желание. Вы имеете полное право даже настоять на этом, но Вы должны помнить — чем больше свободы у исполнителя, тем выше вероятность того, что ролик получится ярким и запоминающимся, а это важно.

    Непростой клиент

  • Иногда заказчик создает проблемы с производством ролика. Существует несколько распространенных типов. Тип первый обычно говорит так: «Сделайте мне хорошую рекламу, я не знаю какую, но хорошую». При этом все предложенные и варианты отвергает, а на вопрос: «Чего же Вы, желаете?» — отвечает: «Вы профессионалы, думайте сами».

    К сожалению, угодить такому заказчику крайне сложно, поскольку в самом его подходе изначально заложено противоречие. С одной стороны, Он говорит: « Вы профессионалы, это Ваша работа», давая понять, что доверяет исполнителям. С другой, Он недоволен всеми предложенными вариантами, то есть, свое мнение считает более авторитетным. Так кто принимает решение какой должна быть реклама? На этот вопрос Он ответить не может. В результате процесс создания ролика может затянуться на месяцы или вообще закончится безрезультатно.

    *  *  *

  • Второй тип — «Сам Себе Режиссёр». Такой заказчик уже сам все придумал, но воплотить задуманное самостоятельно не может в силу определенных причин. Он приносит свою идею, часто расписанную до мелочей, и предлагает воплотить ее. В процессе создания выясняется, что звучит все это совсем не так, как заказчик себе представлял. В чем дело? А в том, что автор идеи неточно определяет для себя специфику производства рекламы.

    В таких случаях, чаще всего, Клиент даже не желает слышать, что существует большая разница между рождением идеи и техническим ее воплощением. Другими словами: «Творчество нельзя объяснить, его можно только ощутить». И если заказчик не Цицерон и не обладает точностью формулировок Фазиля Искандера, то придти ко взаимопониманию в подобных ситуациях бывает очень сложно.

    *  *  *

  • Всё вышесказанное справедливо не только для рекламы, но и для любой идеи вообще. Заказчик хочет слышать то, что придумал сам, и именно так, как он представил. Вот только проникнуться авторскими представлениями случается крайне редко, и только тогда, когда заказчик смог чётко сформулировать требования и поставить задачу. В противном случае и голос будет «ни с тем» тембром, и музыка будет сыграна «не теми» инструментами, и спецэффектов «таких» не найдётся...

    Вину за неудачный ролик заказчик, наверняка возложит на  исполнителя, и отчасти будет прав. Только люди представляющие специфику производства рекламы, имеющие опыт ее создания, могут с пониманием подойти к оценке производственного процесса. Можно лишь добавить, что переубедить такого заказчика, вероятнее всего, не удастся.

    Процесс создания ролика

  • Сначала разрабатывается и пишется сценарий, затем этот сценарий утверждается заказчиком. Согласовываются детали: какая манера голоса желательна (мягкая, нежная, официальная, эротичная и т.д.). Какая музыка приоритетна (быстрая, медленная, ритмичная, спокойная). И затем ролик записывается в студии.

    Технические аспекты

  • Радио может принимать к прокату в эфире звуковые дорожки, сделанные для видео рекламы. При этом заказчика необходимо предупредить о том, что для ТВ ролика звуковая дорожка часто изначально производится в моно режиме, а для радио в стерео. То есть, его ролик будет заметно уступать по пространственному звучанию и  глубине. Так же заказчику нужно знать о том, что большинство ТВ роликов нуждается в перепрофилировании для проката на радио, чтобы компенсировать звуком отсутствие важных акцентов и деталей, которые были реализованы на видео.